Система подготовки и дипломирования моряков в Украине
Илья ТИХОНОВ, начальник Инспекции по подготовке и дипломированию моряков
Украина является государством — членом Международной морской организации (ИМО) и страной, подписавшей основные международные нормативные акты по безопасности мореплавания, принятые в рамках ИМО, в том числе и Международную конвенцию о подготовке, дипломировании моряков и несении вахты 1978 года с поправками (Конвенция ПДНВ).
Для выполнения требований Конвенции ПДНВ приказом Министерства транспорта Украины в феврале 1998 года в Одессе было создано Агентство по контролю за подготовкой и дипломированием моряков, которое возглавил профессор Одесской государственной морской академии В. К. Голубев. В декабре 1999 года Агентство было реорганизовано в Государственное предприятие по аттестации и регистрации плавсостава. И наконец, в 2001 году была создана Инспекция по подготовке и дипломированию моряков, которая разместилась в Киеве. Ее возглавил адмирал А. А. Щипцов.
Филиалы инспекции, которые обеспечивают работу постоянно действующих государственных квалификационных комиссий, находятся в городах, где сосредоточено наибольшее количество моряков — Одессе, Измаиле, Севастополе, Мариуполе, Киеве.
Благодаря размещению в столице, под непосредственным руководством Министерства транспорта и связи, при постоянной совместной работе с подразделениями Минтранссвязи и других министерств инспекция за время своего существования провела большую работу по усовершенствованию национальной системы подготовки и дипломирования.
Прежде всего была решена задача приведения документов моряков в полное соответствие международным и национальным требованиямим, налажено изготовление документов, обеспечение ими капитанов портов и выдача морякам. С июля 2002 года была начата выдача всем морякам документов нового образца и массовый обмен старых документов.
Новые документы не только унифицированы, но и серьезно защищены — имеют около двух десятков степеней защиты, включая голографические элементы и специальную защитную пленку. При обмене обязательно проводится проверка на легитимность старых документов в едином государственном реестре документов моряков Украины.
В 2002 году была создана и сейчас надежно функционирует автоматизированная система единого государственного реестра документов моряков Украины. Эта система направлена на обеспечение четкого взаимодействия реестра, государственных квалификационных комиссий и служб капитанов портов и позволяет вести электронный учет всех документов, выдаваемых морякам, производить проверку документов на легитимность и практически исключает возможность появления нелегитимных документов.
Такими мерами обеспечивается выполнение требований по борьбе с фальшивими документами. Теоретически они могут появиться. Однако раньше или позже в результате проверки документов либо квалификационной комиссией, либо при запросе судоходной или крюинговой компании или портовых властей любой страны, такие документы обязательно будут выявлены. В настоящее время практически все организации, государственные учреждения во всем мире заинтересованы в том, чтобы на море работали только моряки с законно полученными документами. Особенно это актуально сейчас, при серьезно возросшей опасности терроризма и с введением Кодекса ОСПС.
Кстати, Министерство транспорта и связи возложило на Инспекцию обязанности и по выполнению требований Кодекса ОСПС. Она уполномочена проверять учебные заведения, которые проводят подготовку офицеров по безопасности судов, подтверждать квалификацию моряков после обучения в этих учебных заведениях и выдавать свидетельства офицера по охране судов единого образца от имени Морской администрации Украины.
Приоритетной задачей инспекции было и осталось на настоящий момент совершенствование нормативной базы. Сейчас в Кабинете министров Украины проходит согласование проект постановления «Об утверждении Положения о званиях лиц командного состава и порядке их присвоения», производится согласование в Минюсте еще двух приказов Минтранссвязи. Совсем недавно был зарегистрирован в Минюсте приказ о порядке осмотра учебно-тренажерных центров. Разработаны и утверждены в Минтранссвязи после согласования с научно-методической комиссией Министерства образования типовые учебные планы и программы подготовки моряков в тренажерных центрах по большинству направлений.
В этом году инспекцией была проведена серия региональных семинаров-совещаний, на которых обсуждались вопросы совершенствования и стандартизации работы Государственных квалификационных комиссий, дипломирования специалистов портового, служебно-вспомогательного и маломерного флотов, рядового состава, внедрения Кодекса ОСПС.
В Государственных квалификационных комиссиях происходят качественные изменения: используется компьютерная техника для проведения тестирования и делопроизводства, внедрено программное обеспечение для тестирования и более объективной проверки компетентности моряков, разработаны и внедрены процедуры проверки компетентности командного и рядового состава, внедрена программа для заполнения протоколов заседаний ГКК, аналогичная программе для заполнения документов моряков.
Производятся системные ежегодные проверки учебно-тренажерных центров на соответствие подготовки в них требованиям Конвенции ПДНВ. На сегодняшний день в Украине 38 учебно-тренажерных центров, осмотренных инспекцией и одобренных Морской администрацией Украины.
В 2003 году инспекция первой в системе водного транспорта прошла сертификацию Регистром судоходства Украины и получила сертификат на соответствие системы управления качества стандарту ИСО 9001-2001.
В 2004 году мы вступили в Украинскую ассоциацию качества.
По результатам деятельности отдельных элементов национальной системы подготовки и дипломирования моряков, проверок тренажерных центров, сертификации инспекции и реестра, совместной деятельности инспекции и Министерства образования и науки Украины совместно с Регистром судоходства Украины был подготовлен отчет Генеральному секретарю ИМО о выполнении требований Конвенции ПДНВ. В январе 2004 года отчет был направлен Морской администрацией Украины Генеральному секретарю ИМО, которая резолюцией Комитета по безопасности на море № 1121 от 20 мая 2004 подтвердила включение Украины в перечень стран, полностью выполнивших требования конвенции и нахождение которых в так называемом белом списке продлено.
В апреле 2004 года Украину посетила комиссия Европейского Союза с инспекционной проверкой состояния подготовки моряков в Украине для определения возможности использования наших моряков на судах под флагами Евросоюза. Комиссия дала положительную оценку состоянию подготовки моряков в Украине.
Конвенция ПДНВ обязует всех моряков, которые работают на судах других стран, иметь подтверждение, удостоверяющее признание диплома этой страной. Такие подтверждения выдаются только при наличии договора о признании дипломов между страной, которая выдала моряку диплом, и страной, которая признает диплом моряка. На сегодняшний день Морской администрацией Украины такие договоры заключены с 47 странами, с рядом стран ведутся переговоры о согласовании договоров.
Выдача подтверждений, удостоверяющих признание диплома этой страной, от имени Морской администрации Украины производит инспекция.
Все эти, а также многие другие действия Морской администрации Украины направлены на качественное улучшение системы подготовки и поддержание ее на уровне международных стандартов, повышение авторитета и конкурентоспособности украинских моряков на международном морском рынке и повышение имиджа Украины как морской державы.
Возможно, сохранение мощной, функционирующей на высоком уровне системы подготовки моряков является одним из самых больших достижений Морской администрации Украины в очень нелегкое время после развала Советского Союза. В эти самые трудные годы, когда экономическая и социальная ситуация в стране была очень напряженной, когда несколько мощнейших морских пароходств практически исчезли, когда судов под украинским флагом осталось крайне мало, была сохранена система подготовки моряков. И это очень важно. Приведу такое сравнение. Для того, чтобы построить судно, необходимо максимум 3 года, включая создание проекта и подготовительные работы. Для того, чтобы из вчерашнего школьника подготовить квалифицированного капитана или старшего механика, необходимо 15—20 лет.
Наша страна имеет значительный потенциал, и я уверен, что уровень подготовки украинских моряков всегда будет достаточно высоким. Надеюсь, уже в скором будущем наши моряки начнут работать на многочисленных новых судах под флагом Украины.
Назад к списку статей