Эксплуатация общесудовых и специальных систем
.1 Каково назначение общесудовых и специальных систем?
О: Общесудовые системы предназначены для обеспечения нормальных условий обитания экипажа. К ним относятся:
- системы бытового водоснабжения (система бытовой, пресной и забортной воды);
- сточные системы;
- системы микроклимата (вентиляции, кондиционирования воздуха, парового и водяного отопления).
Специальные системы предназначены для обеспечения безопасности плавания судна, сохранности груза и предотвращения загрязнения окружающей среды. К ним относятся:
- осушительные системы;
- системы удаления фекальных и загрязнённых вод (от масла и топлива);
- балластные системы;
- Системы пожаротушения;
- грузовые;
- зачистные;
- газоотводные и т.д.
.2 Каковы функции рассматриваемых систем?
О: Осушительная система служит для периодического удаления за борт чистой воды, которая скапливается в корпусе судна из-за утечек через сальники насосов и арматуры, неплотности трубопроводов и пр.
Системы фекальных и загрязнённых вод служат для очистки до необходимых норм и удаления за борт или на специализированные суда фекальных и нефтесодержащих вод.
Балластная система предназначена для приёма водяного балласта в цистерны, перекачки и удаления его с судна с целью изменения осадки и остойчивости.
Пожарная система должна обеспечивать целостность судна, сохранность груза и охрану жизни членов экипажа и пассажиров.
Бытовая система предназначена для обеспечения комфортных условий проживания экипажа.
Грузовые системы танкеров предназначены для приёма Ъ берега и распределения груза по грузовым танкам, ц по прибытии в порт - для выкачивания его из танков на берег.
.3 В чём различие между грузовой и зачистной системами?
О: По конструкции зачистная система подобна грузовой и отличается лишь меньшей производительностью насосов и меньшими диаметрами труб. Поскольку насосами грузовой системы практически нельзя обеспечить полное осушение танков (в них обычно остаётся 1,5-2% груза), для выкачивания этих остатков предусматривают самостоятельную зачистную систему.
.4 Каковы мероприятия по обслуживанию системы загрязненных вод, осушительной и балластной систем?
О: Следует контролировать и периодически очищать от грязи приёмные колодцы, фильтры осушительной системы. Признаком необходимости данных мероприятий служит наличие глубокого вакуума во всасывающей магистрали.
Следует следить за плотностью арматуры и трубопровода на линии всасывания, своевременно устранять пропуски воздуха. Признаком необходимости данных мероприятий является отсутствие вакуума во всасывающей магистрали.
Перед проведением внутрисудовых мероприятий по предотвращению загрязнения окружающей среды, необходимо проверять закрытие и пломбировку соответствующих клапанов.
Если на судне имеются топливно-балластные танки, то перед использованием системы для балластных операций необходимо тщательно проверять закрытие клапанов на упомянутых выше танках.
.5 В чем различие менаду осушительной и аварийной водоотливной системами?
О: В отличие от осушительной, водоотливная система предназначена для удаления большого количества воды в аварийных случаях, поэтому приёмные патрубки располагаются не в колодцах, а у настилов двойного дна. Откачка воды водоотливной системой может производиться эжекторами, насосами пресной и забортной воды системы охлаждения главного двигателя, балластными и осушительными насосами.
.6 Какие насосы можно использовать вместо штатных в осушительной системе?
О: В качестве резервных насосов могут использоваться балластные, а также эжекторы. ,
.7 Какие насосы могут использоваться вместо штатных в балластной системе?
О: В качестве балластного может быть использован осушительный, пожарный или резервный насос охлаждающей воды. Запрещается использовать в качестве балластного пожарный насос и резервный насос охлаждающей воды, если балластные системы обслуживают топливные танки, систематически используемые для приёма балластной воды.
.8 Можно ли запустить пожарный насос вне машинного отделения?
О: Предусматривается дистанционный пуск пожарных насосов из рулевой рубки и помещения, где имеется постоянная вахта на стоянке.
Назад