Seaman.com.ua > Статьи > Государственный крюинг или ликбез трудоустройства (база моряков клуб морской форум моряк crewing крюинг вакансии матрос seafarer боцман корабли работа для моряков)
моряк форма матрос крюинг морской механик капитан вакансии работа рейс скачать трудоустройство ukraine механик штурман судоводитель корабль порт сертификация плавсостав под флагом
Портал №1 для украинских моряков    Главная / Стать... / Государ...
О проекте
Обратная связь
 
Перейти на главную работа моряка трудоустройство моряков страницу
 
 

 
Статьи
Библиотека
Программы
Обучение
Полезное
Вакансии
Компании
Форум
 
 
работя для моряков морской скачать крюинг моряк Статьи
 
Maritime crewing navigation seafarer Ссылки по теме
 

Государственный крюинг или ликбез трудоустройства


"Крюинг" - так в обиходе некоторые (не очень компетентные) люди называют посредничество в трудоустройстве моряков на работу за границу, где, согласно газете "Голос Украины", в настоящее время работают не менее 80 тысяч моряков - граждан Украины. Одновременно, не ослабевают попытки установить над ним строгий, даже суровый, как сказано в официальном письме, адресованном КМУ, контроль. Подтверждение тому интервью Леонида Павленко газете "Морякъ" (28 сент. 2002 г).

Будь он человеком посторонним в морской отрасли, на многие его оценки и рекомендации можно было бы закрыть глаза. Но он возглавляет госпредприятие под названием "Укркрюинг", осуществляя в нем именно посредническую деятельность. Поэтому, без сомнений, прекрасно знает истинную роль посредничества и его значение в борьбе с безработицей. Но, увы, анализ интервью показывает, что Леонид Васильевич противоречит то логике, то законодательству, а то и просто самому себе. Последний бушлат пропиваем.

Начнем с названия интервью - "Государство должно стать защитником моряков". Сразу хочется уточнить: "А о каких моряках идет речь?". Среди них есть те, кто трудится на предприятиях морской отрасли Украины, и те, которые разорвали трудовые отношения с Государством и ушли на международный рынок морской рабочей силы.

Состояние морской отрасли Украины удручающее, и ее прогрессирующий паралич означает для многих работников, что они не сегодня-завтра окажутся не у дел как уже ненужные. Кому, как не капитану Л.Павленко (у него же диплом капитана!) знать, что старение судов отечественного флота уже хорошо ощущалось в конце 80-х годов прошлого века, а сегодня процесс достиг апогея. Например, Азовское пароходство, считавшееся наиболее благополучным среди других пароходств. За 9 месяцев 2002 года его руководство вынуждено было с молотка продать на металлолом 10 судов. К выводу в тираж готовится еще несколько десятков. Далеко ли тот печальный день, когда в АМП не останется ни одного судна, а следы их можно будет искать только в кулуарах оффшорных компаний?

Сложная ситуация в Украинском Дунайском пароходстве. Балканский кризис нанес ему непоправимый урон, потерян фрахт, выгодные маршруты. В качестве крайней меры администрация УДП прибегла к отправке сотрудников в отпуска без содержания. Офицерский состав - на год, рядовой - минимум на два года.

ГСК "ЧМП" и вовсе нельзя поминать без тяжкого вздоха. В его составе не числится вообще ни одного судна. Тысячи моряков, которые продолжают числиться по его отделу кадров, уже шестой год ждут, что с ними расплатятся. Приход к власти каждого из министров транспорта сопровождался заверениями произвести полный расчет. Это уже стало похоже на формальный ритуал. Но денег все нет, некоторые из стоящих в очереди умирают по возрасту, так и не увидев свою заработанную копейку.

По информации МИД Украины, сегодня в портах мира под арестом пребывает 14 украинских судов. Что означает "быть под арестом" на украинском судне в иностранном порту, лучше всех могут рассказать моряки с теплохода "Одесса", который сейчас выкупила АРК "Антарктика", вернув на родину после 7-летнего плена. Не менее трагична судьба еще одного пассажирского лайнера - "Федор Шаляпин". Он стоит 5 лет у причала Ильичевского СРЗ, с 1998 года экипаж - 17 человек - не получает зарплату. Их дальнейшая судьба, как и будущая судьба судна, страшат неизвестностью.
За последние годы и другие предприятия морской отрасли Украины пришли в окончательный упадок. Глубокую осень переживают судоремонтные заводы, морские порты едва достигают 50-процентной производственной мощности. Неужели господин Л. Павленко, декларирующий необходимость государственной защиты моряков, не знает об этой национальной экономической беде? Должен знать! Как, например, и то, что у моряков отобрали гостиницу "Моряк" и ведомственные здравницы, что больница моряков не имеет даже элементарного запаса медикаментов, нужных для оказания первой помощи.
А неужели он не видит отчаянья обездоленных моряков? Что им остается: заложить последний матросский бушлат за горькую чарку?..

Но вот интервью газете "Вечерняя Одесса", в февральском выпуске "Моряка"! Много наговорил директор ГП "Укркрюинг", только о моряках, подчиненных Минтрансу, так и не вспомнил. О тысячах наших матросов, поваров, электромехаников, мотористов, механиков, штурманов, которым преподнесли тезисы государственной программы "О стабилизации и развитии морского и речного транспорта Украины до 2005 года". Согласно плану должно было быть построено 187 новых судов. Разве Л.Павленко, тоже принимавший участие в составлении этого многостраничного документа, не знает, что на воду не было спущено ни одного, и нет у моряков флота, на котором они могли бы работать? Вот кто действительно нуждается в защите государства! И все же главным беспокойством директора являются не они, а моряки - "подфлажники", хотя эти с госчиновниками расстались бесслезно и более не просят от них ни заботы, ни сервиса.
Вначале подпиши - потом подумай.

Каким же образом должна проявляться забота о "подфлажниках"? У господина Павленко рецепт не меняется: ратифицировать "нужную" Конвенцию МОТ и, конечно же, упорядочить то, что и без того отлажено - то есть систему трудоустройства украинских моряков под "флаг". А если что, то и разрушить до основания. Недаром сказано, что миром правит интерес. Только интерес у каждого свой. Симптоматично, что интервью с директором ГП "Укркрюинг" в газете "Морякъ" начинается с обсуждения Рекомендации МОТ № 107 от времен царя Гороха, а точнее от 1958 года. Она была посвящена проблеме "регулирования деятельности... крюинговых компаний", то есть подчинения их деятельности государственному контролю. Для придания разговору эффекта весомости капитан Л.Павленко сослался на свое сотрудничество с таким авторитетным органом, как Министерство иностранных дел. Почему именно с МИДом? Секрет прост: все другие министерства поняли ситуацию с "крюинговыми агентствами" и сошлись во мнении, что придавать юридическую силу этому документу для Украины нецелесообразно.

Преждевременной была признана и подготовка к ратификации целого пакета Конвенций МОТ, в частности № 23 "О репатриации моряков". Объяснение состоит в том, что присоединение Украины к любой Конвенции МОТ ляжет тяжелым экономическим бременем на бюджет государства. Каждые полгода о выполнении международного договора необходимо будет отчитываться. Как же мы сможем выполнять взятые на себя обязательства, не имея ни денег, чтобы выполнить положения этого договора, ни достаточной ответственности, чтобы отчитываться в срок перед Международной Организацией Труда? Но от господина Л.Павленко на этот счет рассуждений не исходит.

Он настаивает на подтверждении юридической силы уже современной Конвенции №166, также касающейся вопросов репатриации моряков. Но разве по силам нашей стране это сегодня, если порой билет в один конец стоит порядка 1000 долларов? Такие траты ей подсовывает Павленко? И еще ссылается на МИД.

Вникнуть, так ссылка выглядит не иначе как шулерский прием перед непосвященными. А ведь за вопросы ратификации Конвенций отвечает другое Министерство - труда и социальной политики Украины (МТиСП). Одной из организаций, которые оповещают об этом, является не кто иной, как само ГП "Укркрюинг". Его директор, адресуя свое письмо Кабмину, пишет, что "согласно пункта 2 Положения о МТиСП, утвержденного Указом Президента Украины, главным органом по реализации госполитики в сфере трудовой миграции, является Минтруда.". Значит, если заходит речь о ратификации Конвенций МОТ №145 "О беспрерывной занятости моряков" и № 146 "О годовых оплаченных отпусках моряков", а заводит эту речь опять же Леонид Васильевич, то заниматься этим надлежит Министерству труда.

В свою очередь, МТиСП по поручению Кабмина дает исчерпывающий ответ: "На сегодняшний день Конвенцию МОТ №145 ратифицировало лишь 17 стран, а Конвенцию МОТ № 146 только 13 стран из 175 стран - членов МОТ. Причина в том, что присоединение страны к той или иной Конвенции накладывает на правительство жесткие обязательства по ее выполнению. МТиСП считает, что вопрос о возможности присоединения Украины к Конвенциям МОТ № 145 и 146 является сегодня неактуальным".

Почему для Л.Павленко этот официальный ответ не указ? Сперва подпишем - потом подумаем?
К счастью, в Кабмине по деловому рассмотрен и отвергнут ряд предложений о внесении изменений в законодательство, касающихся предприятий по трудоустройству граждан Украины за границей. Несложно угадать, кто был одним из авторов этих законопроектов. Да, да, - он самый!
А кто тогда "мидовцы", в лице которых нашел поддержку и понимание Л.Павленко? Жизнь обличает отдельных чиновников из Министерства транспорта и профсоюзных деятелей из ЦС ПРМТУ. В течение последних двух лет они буквально бомбардируют своими "идеями" высшие законодательные и исполнительные инстанции в тайной надежде, что авось где-то не досмотрят, не доглядят и утвердят их проект.

Только не согласны с ними специалисты профильных министерств, Антимонопольного комитета Украины, представители общественных организаций и морских профсоюзов, а так же, как уже говорилось - Кабинет Министров. Хотя это, может быть, и огорчительно для Л.Павленко.
Хорошо зарабатывать — плохо

Итак, финансовые интересы государства в погоне за удовлетворением личных амбиций в этой борьбе за власть не в счет. Вот и газета "Морякъ" предлагает удобный полувопрос, полуутверждение: "Но Украина ведь некоторые конвенции ратифицировала. В других стремимся участвовать..." А господин Павленко отвечает как максималист: "Нужно освоить все правовое поле и работать в нем. Тогда не будет известных нам ни левых, ни правых "номеров".
Но во всем (!) правовом поле находятся и Конвенции МОТ, гарантирующие специалистам, работающим в качестве моряков на судах национального флота, минимальную заработную плату 343 доллара. А сколько наши получают? "Не ниже 165 гривень"?

И об этом директор ГП "Укркрюинг" не может не знать, но, сколько ни листай газеты, он ни разу не поднял вопрос о нищенской зарплате, унижающей украинских специалистов, работающих на судах национального флага. Не предложил пути изыскания бюджетных средств для выполнения требований этой Конвенции. Это что, невнимательность или принципы такие?
Не слышно! Все глушит звон колоколов тревоги за "крюинг", в которые если не с той, то с другой стороны бьет капитан. Вот еще один удар по "подфлажникам": пока они работают на судах иностранного работодателя, им не идет трудовой стаж, они лишены пенсий, им не начисляется гривневая часть зарплаты, "подфлажники" социально не защищены!
Читайте законы, поймете,где вас "подставляют"

Знать законы - полезно. Так можно узнать... ну, например, про трудовой стаж. Посреднические предприятия - как бы ни хотели - не могут вести морякам, уходящим на суда под иностранный флаг, трудовые книжки. Объяснение простое: у любого посредника (у ГП "Укркрюинг" тоже) нет средств производства, то есть судов. Правом же вносить записи в трудовую книжку обладает только работодатель. Как "Укркрюинг" может вести трудовые книжки и одновременно уживаться с законодательством - загадка.

Если моряки будут выполнять работу по трудовому договору с иностранным судовладельцем, и сведения об этом будут вноситься в трудовую книжку моряка как работа по трудовому договору с морским агентством, то их можно квалифицировать как уголовное преступление. Налицо должностной подлог - внесение должностным лицом в официальные документы заведомо ложных сведений. Об этом сказано в ст. 172 УК. Действия же по предъявлению такой трудовой книжки с намерением получить пенсию, квалифицируются по ст. 194 УК, часть 2. На что же Л.Павленко толкает моряков: на использование заведомо поддельного документа для получения пенсии в будущем? В народе это называется "подставить"!

Если разобраться, вопрос пенсионного обеспечения людей, проработавших много лет под иностранным флагом, выглядит не так безнадежно, как это хочет представить директор ГП "Укр-крюинг". Как известно, с 1 июля 2002 года в Украине началась реорганизация пенсионной системы. Предусматривается создание трех уровней пенсионного обеспечения, последним из которых является добровольное частное пенсионное страхование. Оно и будет отвечать запросам граждан с высоким уровнем доходов, к которым вполне можно отнести и моряков - "подфлажников".
Они чуть ли не единственная социальная категория людей, которые могут заработать нормальные деньги честным трудом. Эту их счастливую особенность отметил Президент Украины Леонид Кучма, сказав во время визита в Одесскую национальную морскую академию, что "подфлажники" обеспечивают поступление на наш финансовый рынок немалых валютных средств, и это позитивно отражается на стабилизации гривни. То, что эти моряки являются одной из самых доходных статей украинского экспорта, считает и вице-консул Греции по морским вопросам в Украине господин Николаосос Каваллиерос. По его словам, "в Украине главное богатство - это металл и моряки. Поэтому советую строить из украинского металла суда и организовывать обучение работе на них украинских моряков".

Напрасно Л.Павленко старается направить на моряков - "подфлажников" гнев налоговиков. Заботы о правильности налогообложения выдают в нем гражданское чувство и, возможно, аккуратного плательщика. Но не говорят в пользу его понимания процессов налогообложения. Действующее законодательство предусматривает норму, согласно которой гражданин, пребывающий более 183 календарных суток подряд за пределами государства, освобождается от уплаты подоходного налога.

Этот принцип поддерживает Верховная Рада. Один капитан дальнего плавания Павленко хлопочет, приглашает читателей "Моряка" поверить, что данную законодательную норму следует... упразднить. Неймется ему, что приезжают моряки домой с деньгами. Интересно, если бы он сейчас оставил бы свое ГП и пошел работать, например, капитаном, тоже бы ратовал за обложение морского заработка? Трудно сказать, по всему выходит, что в море Леонида Васильевича не тянет.

Упаси меня от доллара, а с гривней сам справлюсь
На берегу он серчает, что посреднические фирмы не обеспечивают защиту социальных интересов моряков-"подфлажников". Но ведь знает, что согласно новым Лицензионным условиям фирма-посредник просто не имеет права заключать внешнеэкономические договоры с иностранными работодателями, если в них не гарантирована социальная защита для наемных работников-моряков. И страховка на все случаи жизни. Знает потому, что сам является посредником в трудоустройстве, только государственным.

Но ребус нам предлагает: как посредническим предприятиям надавить на иностранных судовладельцев, чтобы последние переводили часть денег из зарплаты моряка на валютные счета агентств. А они уже будут здесь конвертировать доллары и выдавать морякам зарплату в гривнях. А поскольку в этой задумке больше никто пока не виден, Павленко предлагает в контролеры этой процедуры себя как автора концепции.

Все бы ладно, только закон не обойти. Правоотношения по найму возникают лишь между работником (моряком) и работодателем (судовладельцем). Согласно им работник обязуется выполнить нужные функции члена экипажа, а нанявший его работодатель обязуется выплатить ему за это соответствующую зарплату. Но между работодателем и посредником (например, тем же ГП "Укркрюинг") такие отношения возникнуть не могут. Посредник субъектом этих правоотношений не является, поэтому требовать чего-либо от судовладельца он не в праве. Посредник также не состоит в трудовых отношениях с моряком, которому помогает трудоустроиться, и потому не может выплачивать моряку зарплату. Даже в гривнях! До трех сочту, а больше не смогу

Среди нападок на систему трудоустройства есть еще один прием, - Л.Павленко им владеет. Суть его в озабоченности тем, что точное количество трудоустроенных моряков неизвестно. И он не упускает случая засомневаться: "Условные цифры такие: около 50 тысяч украинских моряков работают под "флагом". Полного учета нет"

Ну, тут уже вообще! Говорить об отсутствии учета трудоустроенных "подфлажников" директору ГП "Укркрюинг" - все равно, что расписаться в своей профнепригодности. Ведь о каждом трудоустроенном специалисте он обязан отчитываться перед органами статистики!
Руководитель посреднического предприятия по трудоустройству обязан заполнять регистрационные карточки граждан Украины по типовой форме и предоставлять местным органам государственной службы занятости статистическую отчетность в порядке, установленном приказом Министерства статистики Украины.

Восстал он против мнений света. Один, как прежде...
Л.Павленоко давно, с завидными упрямством и настойчивостью старается убедить морскую общественность в том, что чуть ли только он один печется о судьбах наших морских специалистов. Своих неудач на этом поприще он как бы не видит. Например, когда создавался "Укркрюинг", ему ставилась задача в кратчайшие сроки найти работу 14-15 тысячам моряков ЧМП. Через два года в интервью "Моряку" Леонид Павленко бодро рапортовал о ... сотнях трудоустроенных. Но хочется выглядеть значимым. Вот и разыгрывает все ту же битую карту: спасение в ратификации.
Но помощь людям морских профессий со стороны государства - как 10 лет назад, так и сегодня - нужна одна: создание должного количества высокооплачиваемых рабочих мест на судах национального флота. Если моряки смогут зарабатывать здесь, они никуда не поедут. Будет просто незачем. Система посредничества в трудоустройстве возникла как естественная реакция на эту обездоленность. Ее создавало не государство, а сами моряки. Единственной серьезной проблемой, стоящей сейчас перед ней, является продолжающийся мировой кризис грузоперевозок морем. Падение фрахта вынуждает иностранных судовладельцев отказываться от услуг моряков рядового состава из Украины в пользу работников из беднейших стран мира (например, Куба, Египет, Эфиопия), готовых получать за изнурительный труд вдвое меньшую зарплату. Это они готовы идти в экипажи даже без заключения договоров, на честном слове.
С другой стороны, судовладельцы, как бизнесмены, отслеживают ситуацию на морском рынке и очень внимательно наблюдают за деловой атмосферой в Украине. Любые популистские заявления, законодательные шараханья, способны отпугнуть их от сотрудничества с украинскими моряками. Как говорят в Одессе - нам это надо?
Жизнь подтвердила, что создание "Укркрюинга" для "реализации государственной политики занятости населения Украины" является юридическим нонсенсом. Реализовать политику государства может только само государство или уполномоченный им орган, например, Министерство труда и социальной политики. Но никак не ведомственный орган, подчиненный даже не Министерству транспорта, а его Госдепартаменту морского и речного транспорта.

Что же за комиссия?
Алогично относить "Укркрюинг" к государственным предприятиям, поскольку он является посреднической структурой. Основан ли он на государственной собственности? Тогда заглянем в Устав данного ГП. На каком основании этот ведомственный орган занимается посредничеством в трудоустройстве за границей?
В Уставе "Укркрюинга" записана основная задача предприятия: "обеспечение найма, трудоустройства, создание новых рабочих мест на морском и речном транспорте Украины". (Слова заслуживают того, чтобы быть выделенными). У газеты "Морякъ" есть хороший повод в следующем интервью с директором ГП "Укркрюинг" поинтересоваться у него, как успешно он выполняет основную задачу своего предприятия. Интересно было бы сообщить читателям об опыте господина Павленко по части заполнения трудовых книжек моряков, в то время как другим посредническим предприятиям (обычному крюингу, негосударственному) это законодательством не разрешено? Как ему удается осуществлять отчисления в пенсионный фонд? Каким путем и за счет каких источников "Укркрюинг" оказывает бесплатные услуги, если законодательно определена их оплата, за счет которой посредники в какой-то степени и решают свои финансовые вопросы? Почему в законопроектах идет ссылка на Конвенции МОТ, которые не ратифицированы Украиной и, естественно, не имеют юридической силы?
Думается, ответы на эти и другие вопросы еще более прояснят желание завладеть лакомым пирогом "крюинг" и установить монополию над ним.


автор: Владимир ГОРОБЕЦ.
источник: Моряк Украины


 



 
   Статьи |  Библиотека Программы Обучение Полезное Вакансии Компании Форум
© Seaman.com.ua. Все права защищены.  

Разработка сайта: ArtAdmires