Seaman.com.ua > Статьи > Как платить налоги моряку? (база моряков клуб морской форум моряк crewing крюинг вакансии матрос seafarer боцман корабли работа для моряков)
моряк форма матрос крюинг морской механик капитан вакансии работа рейс скачать трудоустройство ukraine механик штурман судоводитель корабль порт сертификация плавсостав под флагом
Портал №1 для украинских моряков    Главная / Стать... / Как плат...
О проекте
Обратная связь
 
Перейти на главную работа моряка трудоустройство моряков страницу
 
 

 
Статьи
Библиотека
Программы
Обучение
Полезное
Вакансии
Компании
Форум
 
 
работя для моряков морской скачать крюинг моряк Статьи
 
Maritime crewing navigation seafarer Ссылки по теме
 

Как платить налоги моряку?




C 1 января 2004 года вступил в силу Закон Украины «О налоге с доходов физических лиц». Срок подачи налоговых деклараций — 1 апреля 2005 года — не за горами. Подавать эти декларации придется и нашим морякам, в том числе работающим на иностранных судах.

Во времена СССР, когда о трудовой миграции и не помышляли, моряки загранплавания получали облагаемую налогом зарплату (весьма скромную) в рублях и командировочные в валюте, которые составляли наиболее весомый доход и при этом не облагались налогами.

Кардинальные изменения в системе трудоустройства плавсостава в начале 90-х годов прошлого века вынудили многих искать работу за рубежом. Сегодня работа «под иностранным флагом» стала фактически стандартом как для опытных «морских волков», так и для молодых специалистов. Схема «зарплата + командировочные» канула в прошлое. На смену ей пришел оклад моряка в твердой валюте, трактуемый налоговыми органами как «источник доходов, являющийся иностранным».

С 1993-го по 2004 год налоговые службы руководствовались пакетом законов и инструкций, позволявших морякам, находившимся вне Украины более 183 дней, пользоваться статусом нерезидента, освобождая их от уплаты подоходного налога. Вступление в силу нового Закона «О налоге с доходов физических лиц» лишает моряков такой льготы, и устанавливает ставку налога на уровне 13 % с последующим увеличением ее до 15 % через два года.

То есть десятки тысяч моряков (по разным оценкам, на судах иностранных владельцев работает от 40 до 70 тысяч украинцев), фактически пользовавшихся льготами по налогообложению, этих льгот лишились. Увы, это событие прошло совершенно незаметно для широкой общественности. Впрочем, морские профсоюзы протестовали.

— Мы неоднократно обращались в ГНА Украины,— говорит юрист ФПСРВТПУ С. Гордезиани, — а также в администрацию президента и к премьер-министру Украины с просьбой о пересмотре норм закона, которые, на наш взгляд, противоречат Конституции Украины, так как ч. 3 ст. 22 основного закона запрещает сужение содержания и объема существующих прав и свобод. В частности, предлагалось вернуться к определению «нерезидента» как гражданина Украины, пребывающего за пределами территории Украины более 183 дней, в качестве отдельного пункта, который позволял бы классифицировать моряка Украины как нерезидента. Однако ответ ГНАУ содержит мало нового: в нем фактически дословно цитируется Закон Украины «О налоге с доходов физических лиц». Ситуация патовая.

Кроме того, морякам грозит двойное налогообложение. Заботу о получении справок об уплате моряком налога за рубежом ГНАУ предлагает возложить на работодателя, прописав это отдельным пунктом в контракте. Механизм воздействия на работодателя не ясен — что ему до проблем украинских моряков? И далее: справка нуждается в легализации. Для этого она должна пройти затяжную процедуру легализации в украинском консульстве в стране работодателя, при условии, что эта страна заключила с Украиной договор об избежании двойного налогообложения. А если не заключила? К сожалению, украинские моряки не всегда имеют широкий выбор предложений работы.

Мы рассчитываем на внимание и понимание со стороны государственных органов, в частности ГНАУ, однако серьезной поддержки пока не ощущаем. В настоящее время мы прилагаем усилия по поиску иных путей для выхода из сложившейся ситуации.

Нужно правильно понимать роль крюинговых агентств, разъясняет С. К. Маслов, магистр права Гамбургского университета из ООО «Еврокрюинг». Они по своей сути являются не работодателями, а посредниками между моряком и судовладельцем. Здесь необходимо четко разделять три правоотношения — между крюинговым агентством и судовладельцем, между крюинговым агентством и моряком и между моряком и судовладельцем. Между судовладельцем и крюинговым агентством заключается внешнеэкономический договор, в соответствии с которым агентство осуществляет поиск и подбор моряков. Между моряком и агентством также заключается договор об оказании услуг по трудоустройству за рубеж.

Однако крюинговое агентство — не фискальный, не государственный орган, и поэтому оно не имеет права, не может влиять на трудовые правоотношения, возникающие между судовладельцем и моряком. Моряк имеет полное право не сообщать агентству об условиях контракта и размерах заработной платы, указанных в контракте, заключенном между ним и работодателем. Как правило, подобные контракты заключаются прямо на борту судна, и агентство в соответствии с действующим законодательством может не иметь их копий. А ведь именно это правоотношение и является определяющим для будущего налогового обязательства моряка перед государством.

Так что на сегодняшний день решение о том, платить налоги или нет, полностью зависит от самого моряка, и крюинговые агентства к этому не имеют никакого отношения.

Заработная плата украинского моряка на иностранном судне может составлять от 5000 до 50000 USD в год. 13 % дохода — немалые деньги, заработанные тяжелым трудом, условия которого часто не выдерживают критики. И рейсы длинные, и судовладельцы не ангелы. Однако не все аргументы моряков из области психологии.

Почему кто-то считает, что может заставить нас платить налоги, не перечисляя ничего в Пенсионный фонд, спрашивают моряки. Четкой и ясной позиции на этот счет Государственная налоговая администрация Украины не имеет.

Почему бы государству, если вводится такое налогообложение, не взять на себя все расходы по периодическому обучению, плате за получение сертификатов по МКУБ, ISPS, STCW78-95, как, это происходит, например, в Греции, спрашивают моряки. Кстати, в той же Греции не интересуются, под национальным флагом вы работаете или нет, а оплачивают расходы моряка из бюджета. Да и ставка налога там ниже.

Вопросы не праздные.

Верховная Рада Украины уже обсуждала проблемы выезжающих на заработки за границу пяти миллионов украинцев. Цифра, конечно, не точна, возможно — занижена. Сточки зрения отчисляемых налогов, эти люди интереса для экономики страны не представляют — ПОКА. Однако объем валютных средств, результат их труда, поступающий в Украину, — огромен. Если государство планирует и в дальнейшем опираться на эти средства, оно должно позаботиться о нуждах трудовых эмигрантов, напрямую связанных с возможностью продолжать эффективно работать. Очевидно, благодарить правительство за наведение порядка в налоговом законодательстве рано.

С момента принятия закона и до сегодняшнего дня ситуация заметно не изменилась, несмотря на гневные отклики работников морского транспорта, говорит А. Димитревич, помощник председателя Профсоюза работников морского транспорта Украины по международным отношениям. Закон остался в силе, без поправок к сути. Нам абсолютно ясно, что государство не откажется от возможности взимать налоги с моряков — обеспеченных представителей среднего класса. Так или иначе, платить придется — ведь воевать с государством бесконечно нельзя.

Государство имеет достаточный опыт и аппарат, позволяющий как добыть информацию о доходах моряка, так и воспользоваться ею в своих целях. В конце концов, налог по определению — это своеобразная плата сообществу за возможность проживания на данной территории. Вопрос только в размере выплат, вот где место для компромисса.

Закон о налогообложении доходов физических лиц не относится только к морякам с их иностранными доходами — это нужно принимать во внимание. Перспективным выглядит выделение моряков-подфлажников в льготную группу плательщиков, для которых базой налогообложения станет не весь полученный доход, а лишь условная цифра, скажем, треть оклада. Остаток будет рассматриваться как необлагаемые суточные/командировочные.

Похожая модель применялась еще в Советском Союзе. Вероятность принятия таких поправок весьма высока, мы над этим работаем, и, возможно, правительство пойдет навстречу. Разумеется, не в условиях нынешнего политического кризиса. Однако мы надеемся в январе — феврале будущего года увидеть реальный результат.

Нельзя забывать и о том, что к принятию готовится закон о трудовой миграции, под действие которого попадут в числе прочих моряки-подфлажники. Не исключено, что принятие такого закона повлечет за собой изменения и в налогообложении. Мы очень пристально следим за этим процессом: моряков следует выделять из общего потока трудовых эмигрантов, учитывая специфику их труда.

Михаил ХЕРСОНСКИЙ

Назад к списку статей


 



 
   Статьи |  Библиотека Программы Обучение Полезное Вакансии Компании Форум
© Seaman.com.ua. Все права защищены.  

Разработка сайта: ArtAdmires


 
 
shtory.kiev.ua