Международная конвенция по поиску и спасению на море
Международная конвенция по поиску и спасанию на море, 1979 - International Convention on Maritime Search and Rescue (SAR), 1979.
Одобрена 27 апреля 1979 года, вступила в силу 22 июня 1985 года, принята Украиной 4 апреля 1993 года.
Главная цель конвенции - улучшить сотрудничество между государствами и организациями, участвующими в операциях по поиску и спасанию на море. О та-ком сотрудничестве говорит правило V/15 СОЛАС, призывающее правительства принять все меры по организации наблюдения с берега и спасания людей, терпя-щих бедствие в море вблизи его берегов. На 7-й сессии ИМО Резолюцией А.229 (VII) было принято Руководство для торговых судов по поиску и спасанию (MER-SAR). Технические требования изложены в Приложении к конвенции, которое со-стоит из 6 глав: глава 1 - Термины и определения; глава 2 - Организация; глава 3 - Сотрудничество; глава 4 - Подготовительные мероприятия; глава 5 - Порядок про-ведения операций; глава 6 - Системы судовых сообщений. Государства - участни-ки конвенции должны создать национальные спасательно-координационные цен-тры (СКЦ) и при необходимости - подцентры, а также определить зоны ответст-венности. Поисково-спасательные зоны устанавливаются по соглашению с сосед-ними государствами, которые не имеют отношения к границам между государст-вами.
Каждое государство должно направить в ИМО информацию о национальной организации поиска и спасания и о морской поисково-спасательной службе с ука-занием всех национальных СКЦ, возможностей связи с ними и наличия спаса-тельных средств, которыми они располагают. Государства-участники должны со-действовать установлению соглашений по SAR между соседними государствами для координации спасательно-поисковых операций, проведения совместных уче-ний.
В главе 5 определяются три аварийных стадии: а) «стадия неопределенности» - отсутствие оговоренной информации с судна в должные сро-ки;
6) «стадия тревоги» - отсутствие связи с судном и информации после «ста-дии неопределенности»;
в) «стадия бедствия» - получение информации об угрозе серьезной опасно-сти судну или лицу, необходимости немедленной помощи или ситуация, когда по-сле стадии тревоги все попытки установления связи с судном безуспешны и от-сутствует информация о судне от всех возможных источников.
Всем участникам конвенции рекомендуется устанавливать системы судовых сообщений, которые обеспечат полную информацию о движении судов и дадут возможность сократить время между моментом потери связи с судном и началом поисково-спасательных операции. Это также может помочь в определении судна, способного оказать немедленную помощь, включая медицинскую.
Руководство MERSAR, назначение, со-держание.
Руководство предназначено для обеспечения указаниями тех, кому во время аварий в море понадобится помощь или тех, кто может сам предоставить такую помощь. В частности руководство предназначено для капитана судна, которое мо-жет быть направленно для проведения поисково-спасательных операций на море в целях оказания помощи людям, терпящим бедствие.
Руководство содержит;
Введение
Координация поисково-спасательных операций
Действия судна терпящего бедствие
Действия судов оказывающих помощь
Помощь, оказываемая поисково-спасательной авиацией
Планирование и проведение поиска
Завершение поиска
Связь
Бедствие воздушных судов в море
Приложение №1. – Стандартная форма сообщений о состоянии поиска и спа-сения.
Приложение №2. – Маневрирование судна оп команде «Человек за бортом».
Приложение №3. – Правило V/10 Международного кодекса по охране чело-веческой жизни на море 1974 г.
Дополнения.
Международная морская организация (ИМО) приняла новое Руководство по поиску и спасению на море (International Aeronautical and Maritime Search and Resell Manual - IAMSAR). Оно заменяет ранее существовавшее руководство для спаса-тельных координационных центров IMOSAR и Руководство для торговых судов по поиску и спасению MERSAR.
Руководство учитывает привлечение авиации к поисково-спасательным опе-рациям на море; описывает систему поиска и спасения, создание и работу нацио-нальных и региональных спасательно-координационных центров, сотрудничество соседних государств, планирование и проведение операций и учений; регламенти-рует подготовку экипажей судов для проведения спасательно-поисковых операций и действий.
Оснащенность средствами, предназначенными осуществлять полномасштаб-ную аварийно-спасательную операцию и ликвидацию последствий загрязнения ок-ружающей среды, в Украине оставляет желать лучшего.
К сожалению, нет экологических судов (с их помощью в короткий срок уста-навливаются боновые заграждения, локализуется распространение опасных ве-ществ), пожарных судов, аварийно-спасательных буксиров, мощных нефтемусо-росборщиков. Привлечение портового флота к аварийно-спасательным работам и борьбе с загрязнением моря нефтепродуктами малоэффективно. Эти суда недоста-точно оснащены, у экипажа нет соответствующей подготовки. К этому добавляют-ся ограничения района плавания и ограничения по погодным условиям, недоста-точная численность экипажа (3 —4 человека).
Подача буксира, тушение пожара, помощь пострадавшим, эвакуация экипажа с терпящего бедствие судна - это сложные операции, и то, что их можно выпол-нить такими силами, вызывает сомнение. Кроме того, нужно управлять собствен-ным судном, чтобы не оказаться в роли спасаемого.
Портовый флот может использоваться за пределами акваторий портов только как вспомогательный, если позволяет погода. Создание аварийно-спасательного флота на Украине - важнейшая задача, но этого недостаточно. Необходимо также создавать аварийно-спасательную и санитарную авиацию (руководство IAMSAR).
В нашем регионе, включая Азовское море, имеется всего один ледокол в Ма-риупольском порту, нет ни одного спасательного и пожарного судна, мощного нефтесборщика, постановщика боновых заграждений с обученным экипажем. Со-держание такого флота требует солидных затрат, и без государственной поддержки его не возродить.
К созданию на Украине МСКП и станций ГМССБ мы шли очень долго. За это время успели развалиться аварийно-спасательные структуры, которые имелись почти в каждом регионе. МСКП и станция ГМССБ - уже реальность, но чтобы им не была уготовлена судьба статистов, органов, лишь констатирующих происходя-щее, необходимо восстановление всего аварийно-спасательного процесса от начала до завершающего этапа, так как задача сохранения человеческих жизней на море - наиважнейшая.
Источник: seaman.ucoz.ua
Назад к списку статей