Часто задаваемые вопросы по сертификации
Изучаем международную конвенцию ПДМНВ 78/95
На наиболее часто встречающиеся вопросы претендентов на обмен или подтверждение рабочих дипломов отвечают начальник СОД ГКК капитан дальнего плавания Узун Леонид Михайлович и член ГКК капитан дальнего плавания Хурс Иван Филиппович.
- Как сопоставить существующие звания командного состава морских судов с предлагаемыми конвенцией ПДМНВ 78/95?
- Как правильно заполнять, кто подписывает и заверяет справки о плавании?
- Что понимается под «прибрежным», «малым» и «дальним» плаванием?
- Как правильно рассчитывать необходимый ценз для соответствующих званий?
- В чём отличие диплома штурмана дальнего плавания от диплома капитана малого плавания?
- Достаточно ли сертификата по использованию РЛС, и в каких случаях необходим дополнительно сертификат по использованию САРП?
- Наличие каких сертификатов по ПДМНВ 78/95 обязательно?
- Можно ли с дипломом механика 2-го разряда работать старшим механиком, и на каких судах?
- В каких случаях судоводителю необходим диплом оператора ГМССБ, и какой?
- В каких случаях моряку необходим сертификат «Морская перевозка опасных грузов» и кому он обязателен?
- Какие бывают сертификаты по медицинской подготовке, и в чем их принципиальное отличие?
Как сопоставить существующие звания командного состава морских судов с предлагаемыми конвенцией ПДМНВ 78/95?
- Штурман - вахтенный помощник капитана судов валовой вместимостью 500 р.т. и более. Правило II/1.
- ШДП - старший помощник капитана судов от 500 р.т. до 3000 р.т. или старший помощник капитана судов валовой вместимостью от 500 р.т. до 3000 р.т. в зависимости от решения ГКК. Правило II/2
- КДП - капитан судов валовой вместимостью от 500 р.т. до 3000 р.т. и более или капитан судов валовой вместимостью от 500 р.т. до 3000 р.т. в зависимости от решения ГКК. Правило II/2
- КМП - капитан судов валовой вместимостью 500 р.т. и более с указанием в подтверждении: «В малом плавании» (согласно ч. III, пр. 3, п. 22). Правило II/2,
- Механик 3-го разряда - вахтенный механик. Правило III/1
- Механик 2-го разряда - второй механик судов с мощностью энергетической установки 3000 квт. и более (Правило III/2) или старший механик судов с мощностью энергетической установки от 750 квт. до 3000 квт. Правило III/3
- Механик 1-го разряда - старший механик судов с мощностью энергетической установки 3000 квт. и более. Правило III/2
Как правильно заполнять, кто подписывает и заверяет справки о плавании?
Все записи в справке должны быть произведены одними чернилами, отчётливым подчерком или на пишущей машинке или на принтере без каких-либо исправлений, подчисток и дополнений. Должность на судне должна быть указана в точном соответствии с судовой ролью и записями в паспорте моряка.
Время фактического плавания указывается в месяцах и днях. Дата поступления на судно и дата увольнения с судна вносятся прописью.
В пункте «Район плавания и порты захода» обязательно указывать название морей и портов захода. Для судоводителей, претендующих на дипломы ШДП и КДП, должно быть выделено малое и дальнее плавание.
Для получения диплома штурмана необходимо отдельно указывать стаж плавания на судне с несением вахты на ходовом мостике под руководством капитана или дипломированного помощника капитана.
Справки подписываются капитаном и старшим механиком судна, скрепляются судовой печатью, заверяются судовладельцем или крюинговой компанией.
Что понимается под «прибрежным», «малым» и «дальним» плаванием?
Прибрежное плавание - плавание вдоль берегов Украины и граничащих с нею стран на расстоянии от берега не более 20 морских миль (гарантированная дальность действия УКВ-аппаратуры района А1 ГМССБ, для плавания в границах которого выполняется подготовка операторов ГМССБ ограниченного района) и на расстоянии не более 100 миль от мест укрытия.
Малое плавание (короткий международный рейс) - плавание, во время которого судно удаляется не более чем на 200 миль от порта или места, в котором пассажиры и экипаж может быть безопасно укрыты. Ни расстояние между последним портом захода в стране, в которой начался рейс, и конечным портом назначения, ни дальность обратного рейса не должна превышать 600 миль. Конечный пункт назначения - последний порт захода в предполагаемом рейсе, с которого начинается обратный рейс в страну, с которой рейс начался.
Под «дальним» плаванием понимается всякое плавание за исключением прибрежного и малого.
Как правильно рассчитывать необходимый ценз для соответствующих званий?
Сроки прохождения морской службы определяются из расчета календарного месяца и общего количества дней в неполных месяцах (первого и последнего). День начала работы, и день окончания включаются в расчет, а все виды отпусков и отсутствия на борту судна - исключаются. Межрейсовая стоянка судна в порту и ремонт более одного месяца - исключаются. «Месяц» означает календарный месяц или 30 дней составленные из периодов продолжительностью менее одного месяца.
В чём отличие диплома штурмана дальнего плавания от диплома капитана малого плавания?
Лица, которым присвоено звание штурмана дальнего плавания, имеют право занимать должности:
- до старшего помошника кпитана включительно налюбых самоходных судах в любом плавании;
- капитана включительно на любых самоходных судах в малом плавании при наличии стажа плавания не менее 12 месяцев в должности старшего помошника капитана морских судов валовой вместимости 500 тонн и более в малом или дальнем плавании.
- до капитана включительно на любых самоходных судах в прибрежном плавании при наличии стажа плавания не менее 12 месяцев в должности старшего помошника капитана морских судов валовой вместимости 500 тонн и более в любом плавании.
Лица, которым присвоено звание капитана малого плавания, имеют право занимать должности:
- до капитана включительно на любых самоходных судах в малом и прибрежном плавании;
- до старшего помошника капитана включительно на любых самоходных судах в любом плавании при наличии стажа плавания не меньше 12 месяцев в должности вахтенного помошника морских судов валовой вместимости 500 тонн и более в дальнем плавании.
Достаточно ли сертификата по использованию РЛС, и в каких случаях необходим дополнительно сертификат по использованию САРП?
Конвенция СОЛАС–74 предусматривает оборудование судов валовой вместимостью 10 000 рег. тонн и более САРП. Судоводителям, работающим на судах до 10 000 рег. тонн наличие сертификата САРП необязательно. В этом случае в подтверждение к диплому вносится ограничение: «кроме судов, оснащенных САРП».
Наличие каких сертификатов по ПДМНВ 78/95 обязательно?
Всем морякам необходимо иметь сертификат о прохождении «Начальной подготовки по вопросам безопасности». Наличие других сертификатов зависит от звания моряка, занимаемой должности и прохождения подготовки для работы на специализированных судах.
Можно ли с дипломом механика 2-го разряда работать старшим механиком, и на каких судах?
Можно, если претендент предъявит ценз плавания 12 месяцев в должности второго механика на судах с ГДУ общей эффективной мощностью 750 квт и более, и пройдет ГКК в Инспекции по подготовке и дипломированию моряков.
После проверки компетенции, в дипломе и подтверждении к диплому на звание механика второго разряда будет внесено: должность - «старший механик судов с главной силовой установкой мощностью от 750 до 3000 КВт».
В каких случаях судоводителю необходим диплом оператора ГМССБ, и какой?
Согласно требованиям Конвенции ПДМНВ 78/95 и национальных требований для лиц, имеющих звания КДП, ШДП и КМП требуется общий диплом оператора ГМССБ, для ШМП требуется общий или ограниченный диплом оператора ГМССБ, или общий - по требованию содовладельца.
В каких случаях моряку необходим сертификат «Морская перевозка опасных грузов» и кому он обязателен?
Названный сертификат обязателен для капитана, старшего помощника капитана, вахтенного помошника капитана и рядового состава палубной команды. Судовладелец вправе потребовать наличие сертификата «МПОГ» и для других членов экипажа судов по причине специфики перевозимых грузов (чаще для старших механиков).
Какие бывают сертификаты по медицинской подготовке, и в чем их принципиальное отличие?
- Сертификат А-VI/1 «Обязательные минимальные требования по ознакомлению, начальной подготовке по вопросам безопасности и инструктажу для всех моряков» предусматривает умение предпринимать немедленные действия при несчастном случае, прежде чем обращаться за последующей медицинской помощью, имеющейся на судне. Этот сертификат необходим всем членам экипажа.
- Сертификат А-VI/4-1 «Обязательные минимальные требования в отношении оказания первой медицинской помощи» необходим всему командному составу за исключением старшего помощника капитана и капитана.
- Сертификат A-VI/4-2 «Минимальные требования к компетентности лиц, ответственных за медицинский уход на судне» необходим капитану и старшему помощнику капитана вне зависимости от района плавания.
Естественно, что мы ответили не на все вопросы, интересующие моряков при получении новых или подтверждении имеющихся рабочих дипломов. Вопросы могут возникнуть и при изучении требований Конвенции ПДМНВ 78/95. Мы готовы ответить на всё интересующее вас в этой области, дать необходимую консультацию по оформлению и заполнению необходимых документов.
Назад